Какие шины покупают в кризис?
В кризис россияне стали покупать больше дешевых шин: их производство выросло в разы и практически вышло на докризисный уровень. А вот покрышки бизнес- и премиум-класса производят и импортируют все меньше
В начале года производство шин в России упало почти в пять раз по сравнению с докризисным июлем, продажи с учетом импорта снизились в четыре раза (см. рисунок). По итогам полугодия российский рынок сузился на 45% до менее чем $2 млрд, посчитал один из крупнейших производителей российских покрышек — «Сибур — русские шины» (СРШ).
Главной причиной стало падение производства автомобилей: на 60% за полгода (данные «АСМ-холдинга»). Сыграло роль затоваривание складов и сохранение объемов импорта в первые месяцы года, говорится в анализе СРШ.
Теперь рынок восстанавливается: но скупают в первую очередь самые дешевые покрышки (сегмент С). В июне их производство выросло к январю примерно в семь раз — до 1,4 млн шт. — и почти достигло докризисного уровня (в июле 2008 г. было произведено 1,7 млн шин).
Дорогие покрышки — бизнес-сегмент В и премиум-сегмент А — менее популярны: их производство в июне было в два и 2,9 раза меньше докризисных объемов.
Потребитель вынужден ориентироваться на более дешевые предложения, обеспечить которые в условиях девальвации рубля и при наличии ввозных пошлин (с января — 30-35%) способна только отечественная промышленность, резюмируют эксперты СРШ. Действительно, импорт шин тоже падает (см. график), а ввозятся в Россию в основном покрышки классов А и В производства Pirelli, Bridgestone, Continental.
Зато крупнейший российский производитель дешевых шин — «Нижнекамскшина» во II квартале в сравнении с первыми тремя месяцами года увеличила выпуск легковых покрышек на 43% до 1,5 млн шт. Это помогло компании увеличить выручку на 29% до 1,8 млрд руб., правда, вырос и ее чистый убыток — с 495 000 руб. в I квартале до 56 млн руб. Представитель компании на запрос «Ведомостей» не ответил.
Рост спроса на дешевые шины в кризис — закономерная тенденция, отмечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова. В июне дополнительный стимул производству экономпокрышек мог придать рост производства «бюджетных автомобилей», отмечает эксперт. Например, производство «АвтоВАЗа» в июле к маю выросло на 41,5% до 33 186 автомобилей (данные «АСМ-холдинга»).
Впрочем, производители более дорогих шин надеются на оживление спроса. Потребители начали присматриваться и к шинам бизнес-сегмента, рассказывают представители их производителей: «Амтел-Фредештайн» (в 2008 г. занимал в этом сегменте 32%), СРШ (28%) и Nokian. Производство на заводе Nokian во Всеволожске сохраняется благодаря экспорту в страны СНГ, Финляндию, Швецию, Норвегию, говорит гендиректор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов. На заводах СРШ производство во II квартале выросло к первому в 2,6 раза до 1,5 млн шт., говорит представитель СРШ. А вот заводы «Амтела» до сих пор работают с большими перерывами.
В дальнейшем шины сегментов В и А будут более востребованы, чем дешевые покрышки. «Сейчас потребитель, безусловно, более внимательно относится к цене, однако в премиальном сегменте по-прежнему ведущую роль играют качество продукции и репутация бренда», — уверен Пантюхов.
С ним согласен и заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев: за последний год российский автопарк сильно изменился, повысились требования к шинам, поэтому будущее за категориями В и А. Спрос на дешевые покрышки — явление временное, согласна Куприянова: с выходом из кризиса будут повышаться и требования потребителей, поэтому спрос повернется в сторону бизнес-сегмента.
Похоже, в это верят и иностранные шинники. Японские Itochu Corporation и Yokohama Rubber собираются в 2010 г. начать строительство завода в Липецкой области стоимостью 4,8 млрд руб., говорится в сообщении Itochu. Его проектная мощность — 3,5 млн шин в год, первая очередь на 1,4 млн шин будет введена в 2011 г.