СИБУР катит шины на импорт
"СИБУР — Русские шины" (СИБУР-РШ) и "Нижнекамскшина" просят правительство ужесточить импорт в Россию грузовых шин. Оба холдинга реализуют крупные инвестпроекты в этой области (на $300 млн и $500 млн соответственно). Если правительство согласится поднять пошлины, шинники могут попросить также ужесточить условия импорта легковых покрышек.
Вчера заместитель гендиректора СИБУР-РШ Игорь Караваев заявил, что холдинг направил в комиссию по защитным мерам при правительстве предложение ужесточить импорт в Россию новых грузовых шин. СИБУР-РШ предлагает поднять пошлины на шины с нынешних 15% до 25%.
Эту инициативу поддержал холдинг "Татнефть-Нефтехим" (контролирует "Нижнекамскшину") — его руководитель Загит Шарафеев пояснил, что заградительные пошлины на импорт шин действуют в США, Бразилии, Турции, Индии и Китае. Комиссия соберется в октябре, уточнил "Ъ" господин Караваев.
Желание СИБУР-РШ и "Нижнекамскшины" ужесточить импорт грузовых шин в Россию объясняется тем, что два этих производителя реализуют крупнейшие инвестпроекты в этой области: оба строят комплексы по выпуску грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. У СИБУР-РШ проект оценивается в $250-300 млн (1,05 млн шин в год), у "Нижнекамскшины" — в $500 млн (1,2 млн шин в год).
По словам Игоря Караваева, из всех грузовых шин, импортируемых в Россию (на импорт приходится где-то 15-20% рынка), шины ЦМК составляют 80-90%. Это один из наиболее маржинальных сегментов, подчеркивает господин Караваев. Весь рынок грузовых и сельскохозяйственных шин в России (за исключением легкогрузовых) холдинг оценивает примерно в $1,5 млрд в год.
СИБУР-РШ уже выступал за повышение пошлин на грузовые шины в ноябре 2008 года, но до оформления документов и подачи их в комиссию по таможенно-тарифной политике (ее возглавляет первый вице-премьер Виктор Зубков) дело дошло только сейчас. Холдингу было важно заручиться поддержкой в этом вопросе "Нижнекамскшины".
Изначально СИБУР-РШ выступал за повышение пошлин и на легковые шины (с 20% до 30%), но пока этого делать не планируется, говорит господин Караваев. Сейчас важнее добиться повышения пошлин на грузовые шины, чтобы в кризис инвестпроекты могли окупиться, поясняет топ-менеджеров. Телефоны импортеров грузовой резины (в частности, Michelin и Bridgestone) вчера вечером не отвечали.
Если вопрос с повышением пошлин на грузовые шины будет решен, СИБУР-РШ может вернуться к идее роста пошлин и на легковые шины, отмечает Игорь Караваев. Этот самый большой сегмент российского рынка по стоимости (около $2 млрд), но продажи в нем сильнее всего упали из-за кризиса (на 32%). Наряду с обострившейся конкуренцией, в первую очередь с азиатскими производителями, это создает проблемы отечественным шинникам, говорит топ-менеджер.
Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" считает, что правительство может пойти навстречу шинникам и повысить пошлины на грузовые шины, чтобы поддержать таким образом их инвестпроекты. Возможно, это будет некая временная мера, которую отменят, как только ситуация на шинном рынке хоть как-то стабилизируется, думает аналитик.
С ним согласен Михаил Пак из ИК "Атон", который, впрочем, полагает, что даже если комиссия господина Зубкова согласится ужесточить импорт грузовой резины, то импорт легковых покрышек она ужесточать наверняка не рискнет — это может вызвать очередные протесты автомобилистов. Во всяком случае правительство и Госдума в недавнем прошлом думали ужесточить импорт в Россию автомобилей с правым рулем (с помощью техрегламента), но затем отказались от этой идеи, опасаясь протестов.