Большие прошлогодние остатки зимней резины испортят торговцам и этот сезон
Продавцы автомобильных покрышек рискуют провалить зимний сезон. Спад на авторынке и желание киевлян сэкономить на «переобувании» машины обещают более чем скромные продажи.
Складские же запасы бьют все рекорды: зачастую они переполнены прошлогодними остатками. Переизбыток предложения уже поставил крест на попытке ритейлоров повысить цены.
Сколько там той зимы
Столичные продавцы шин в нынешнем сезоне не рассчитывают на большие заработки. По мнению начальника отдела продаж сети ТТС Александра Стельмаха, объемы реализации зимней резины в этом году снизятся как минимум на 35%, хотя в прошлом сезоне, стартовавшем практически одновременно с кризисом, торговцы были уверены, что хуже быть не может.
Среди причин спада он называет несколько факторов, не последний из которых — уменьшение продаж новых автомобилей. Обычно они комплектуются лишь летней резиной, поэтому традиционно продавцы шин рассматривают новоиспеченных автовладельцев как своих потенциальных клиентов.
Но если до кризиса среднестатистический столичный салон реализовывал порядка 400 авто в месяц, то сейчас — не более 40. Подсластит пилюлю шинным салонам разве что тот факт, что в 2009 г. приходит время менять первый комплект зимней резины собственникам машин, купленных во времена начала автобума три-четыре года назад.
Но, учитывая снижение платежеспособности многих киевлян, далеко не факт, что они будут «переобувать» авто по определенному продавцами графику. Кроме того, весной особым спросом пользовалась так называемая универсальная резина, что свидетельствует о желании водителей сэкономить на зимних шинах.
Опасаясь негативных для себя последствий подобной экономии, лидеры шинного рынка еще летом начали работать с ГАИ, убеждая инспекторов усилить ответственность за несезонную резину.
Впрочем, хлопоты продавцов не особо эффективны. В компании «АИС-Автозапчасти» подсчитали, что в Киеве на парк в 900 тыс. машин за сезон удастся продать не более 1,8 млн покрышек. Причем уже сейчас можно утверждать, что главным фактором при выборе шин будет цена. «Если ранее водители обращали внимание на такие факторы, как уровень безопасности шины, технические характеристики, брэнд производителя, то сейчас на первый план выходит цена. Покупать модные новинки готовы лишь два-три клиента из ста», — говорит Александр Стельмах. По его прогнозам, меньше других просядет лишь сегмент элитной продукции (стоимостью 3-4 тыс. грн. за покрышку), однако его емкость невелика и не превышает 10% от общего объема шинного рынка.
Резиновые стоки
Продавцы уже подогнали ассортимент под новые рыночные реалии. В специализированной рознице выросло предложение китайских, российских и корейских шин. В «АИС-Автозапчасти» говорят, что они, к примеру, сделали акцент на бюджетных ТМ: Rotex, America (собственные марки), Hankook, Debica, Matador, Nexen, Maxxis и пр. Возлагать особые надежды на продукцию трудолюбивых китайцев нашим продавцам, кроме доступной цены, позволяет и тот факт, что в этом году производители Поднебесной хорошо поработали над своими коллекциями, предложив точные копии моделей прошлых лет от известных брэндов.
Директор ППО «ВиДи Авто Менеджмент Груп» Александр Грынив отмечает, что из-за прогнозируемого сужения рынка продавцы не могут позволить себе экспериментировать с новинками и отвлекать средства на закупку дорогого товара. «В первую очередь в страну будет поставляться проверенный товар, который гарантированно будет реализован», — говорит он. Импорт шин в 2009 г. сдерживают и большие прошлогодние остатки. Накануне кризиса, ориентируясь на традиционный рост авторынка на уровне 40-50%, продавцы завезли в страну достаточно много товара, который так и не смогли реализовать. Эти огромные остатки не позволят торговцам завышать цены. Из-за валютных колебаний резина новых поставок подорожала как минимум на 20%. «Если в прошлом году покрышка стоила в среднем 700, то в этом — 900 грн.», — отмечает Александр Стельмах. По данным представителя компании «АИС-Автозапчасти» Оксаны Чигринец, в то время как в прошлом году комплект зимней резины обходился автовладельцу в 1830 грн., то в нынешнем — уже в 2159 грн. В 2010 г. цены будут еще выше и достигнут 2505 грн. И дело не только в обесценивании гривни: ежегодно производители, ссылаясь на удорожание сырья и технологий, повышают отпускные цены как минимум на 10%. Но найти покупателей, готовых выложить такие деньги, будет непросто, ведь интернет пестрит предложениями, стартующими с 600 грн. Достаточно большой выбор и бывшей в употреблении резины, которая отбирает у продавцов нового товара не менее 20% рынка.
Аппетиты торговцев в этом сезоне наверняка сдержит и растущая конкуренция за кошелек потребителей. Ведь помимо нескольких десятков специализированных шинных салонов, покрышки активно продают дилеры новых автомобилей, пытающиеся скрасить кризисные будни за счет комплектующих и сервиса. Кроме того, еще в прошлом году появилось много «колесных» интернет-магазинов. Неудивительно, что они объявили акции еще до старта сезона и предлагают либо скидки до 10-15%, либо «прошлогодние» цены, либо целый перечень дополнительных услуг, среди которых бесплатный шиномонтаж, хранение летней резины (50 грн. в месяц за комплект) и пр. Некоторые готовы выезжать даже на дом к клиенту, продвигая услуги мобильного шиномонтажа.
По мере приближения холодов подобные предложения могут иметь успех. Ведь сервисных станций в столице по-прежнему не хватает, а значит, на пике массового «переобувания» возле них опять выстроятся уже ставшие традиционными очереди. Тем более, что, по мнению директора Nokian Tyres Украина Игоря Богданова, в этом году сезон сдвинется на более поздние, чем обычно, сроки и будет крайне зависим от погоды: пытаясь оттянуть неприятный момент расставания с деньгами, киевляне поедут за зимней резиной, лишь дождавшись морозов.
На сегодняшний день в столице работают порядка 150 шиномонтажных станций, в том числе несколько сетей (ТТС, АТЛ, «Доктор шина», «Вулкан-сервис» и пр.). За последний год открылись лишь около 20 новых компаний, что вдвое меньше докризисных показателей.