Изменения в законодательстве об использовании зимних шин в Европе
Брюссель, Бельгия, октябрь 2009 г. – Законодательство, регламентирующее использование зимних шин, существенно различается в различных странах Европы. Все больше стран начинают осознавать преимущества использования зимних шин и их влияние на безопасность.
В некоторых государствах зимние шины обязательны к применению, в других соответствующие поправки в нормативные документы находятся на стадии обсуждения.
При вождении зимой существует еще одна опасность, о которой следует помнить: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате полной стоимости ущерба, если шины водителя не соответствуют сезонным требованиям. Для предотвращения такой ситуации автомобили должны быть «переобуты» в зимние шины с началом зимнего сезона.
Ниже представлен обзор нормативных требований, регламентирующих использование зимних шин. Из-за частых изменений в законодательстве водителям, планирующим зимой совершить автомобильную поездку в другую страну, следует ознакомиться с последними требованиями, предъявляемыми к вождению в зимний сезон.
Законы о шинах в Германии:
В соответствии с немецкими правилами дорожного движения (StVO §2,3a), принятыми 1 мая 2006 года, автомобиль должен быть в обязательном порядке подготовлен к зимним погодным условиям, что включает в себя оснащение его наиболее подходящими шинами.
Полиция имеет право оштрафовать любого водителя, едущего по заснеженной дороге на летних шинах. Если такой автомобиль станет причиной ДТП, страховая компания может отказаться от возмещения убытков в полном объеме при условии, что наличие зимних шин предотвратило бы аварию.
Законы о шинах в Австрии:
В Австрии все водители законодательно обязаны подготовить автомобили к зимним погодным условиям в период с 1 ноября до 15 апреля. Использование летних шин в течение этого времени наказывается штрафом в размере до 5000 евро.
Это также относится к автомобилям, мешающим дорожному движению. Если автомобиль становится причиной ДТП, страховая компания может отказаться от возмещения убытков в полном объеме при условии, что наличие зимних шин предотвратило бы аварию. В Австрии все шины с глубиной протектора менее 4 мм считаются летними.
Законы о шинах в Швейцарии:
Несмотря на суровые зимы, в Швейцарии использование зимних шин не является обязательным. Вместе с тем водители, использующие летнюю резину, могут быть признаны виновниками ДТП, если применение зимних шин позволило бы его избежать.
Это условие также относится к зимним шинам с остаточной глубиной протектора менее 4 мм. Швейцарские страховые компании часто отказываются возмещать ущерб, если на автомобиле застрахованного установлены не подходящие по сезону шины.
Великобритания, Франция и страны Бенилюкса
В Великобритании не существует законов, предписывающих обязательное использование зимних шин. Однако жители традиционно снежных районов Шотландии, Пеннинских гор и Камбрии, а также люди, часто бывающие в континентальной Европе, все же «переобувают» свои автомобили на зиму. Для дорожного движения Великобритании было бы лучше, если бы зимние шины использовались большинством автомобилистов.
Во Франции также нет законодательного требования использовать зимнюю резину, однако ее использование является целесообразным во многих частях страны, особенно на севере, востоке и юго-востоке. На некоторых дорогах автомобилистам также приходится использовать цепи и шипы противоскольжения.
Бельгия, Нидерланды и Люксембург:
Холодные зимы последних лет доказали необходимость использования зимних шин в этих странах. Зимняя резина становится все более популярной в Люксембурге и в Арденнах на юге Бельгии, где автомобилисты начинают понимать ее значение для безопасного вождения в непредсказуемых зимних условиях. В настоящее время в странах Бенилюкса зимние шины не являются обязательными, но рекомендованы к использованию, особенно при ежедневном использовании автомобиля.
Скандинавские страны: Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция
В Дании зимние шины не являются обязательными, но рекомендованы к использованию из-за холодных зим.
В Норвегии также нет законодательного требования использовать зимнюю резину, однако норвежские законы требуют использования шин «с достаточным уровнем сцепления» и глубиной протектора не менее 3 мм. Полиция принимает решение по каждому случаю ДТП в зависимости от ситуации, а Скандинавская шинная организация (STRO) рекомендует к зимнему использованию в Норвегии только «надлежащие шины». Это относится также и к туристам.
Из-за сильных холодов в Финляндии использование зимних шин является обязательным с 1 декабря по 1 марта как для местных жителей, так и для туристов. Зимние шины должны иметь минимальную глубину протектора 3 мм. Полиция имеет право штрафовать водителей за несоблюдение этого требования.
В Швеции использование зимних шин является обязательным с 1 декабря по 31 марта, если того требуют погодные условия. Однако это правило применяется только для заснеженных и покрытых слякотью второстепенных и проселочных дорог.
Правило не распространяется на туристов, путешествующих по Швеции, однако туристам разрешено водить только те автомобили, которые оборудованы шинами с минимальной остаточной глубиной протектора 3 мм. Иными словами, зимой туристам в Швеции нельзя ездить на автомобилях с летними шинами.
Страны Балтии: Эстония, Литва и Латвия
Использование зимних шин является требованием законодательства с 1 декабря по 1 апреля. Временные рамки могут быть изменены в зависимости от погодных условий.
Применение зимних шин обязательно с 10 ноября по 1 апреля.
С 1 декабря по 29 февраля водителям в Латвии разрешено использовать только зимние шины. Минимальная глубина протектора – 3 мм. Во всех трех балтийских странах те же требования применяются и к туристам.
Россия и страны Восточной Европы
В настоящее время в России не существует законодательства, регламентирующего использование зимних шин, однако ведется его разработка. На юге и западе России достаточно использовать обычные зимние шины, тогда как в Сибири и на востоке страны рекомендуется применение шипованной резины.
Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Польша
В этих странах не существует законодательного требования использовать зимние шины, однако они рекомендованы к применению из-за холодных зим в большинстве регионов Восточной Европы. В Венгрии зимой в каждом автомобиле должен быть набор цепей противоскольжения; не имеющим его туристам может быть отказано во въезде в страну.
В Словакии использование зимних шин является обязательным с 15 ноября по 31 марта, если на дорогах есть снег или гололедица.
В Чехии использование зимних шин обязательно в период с 1 ноября по 30 апреля при движении по дорогам со знаком «Зимнее оборудовании» или при наличии снега на дорогах.
Страны Южной Европы
По испанскому законодательству зимние шины не является обязательным, однако их используют многие автомобилисты в северных районах страны. На отдельных дорогах может быть необходимым применение цепей или шипов противоскольжения.
В Италии зимние шины не являются обязательными, однако их рекомендуется использовать, особенно в северных регионах страны.
Албания, Македония, Сербия и Черногория
Использование летних шин зимой разрешено, но только в том случае, если глубина протектора составляет не менее 4 мм.
Босния и Герцеговина:
Использование зимних шин обязательно с 15 ноября по 15 апреля. Глубина протектора должна составлять не менее 4 мм. Также разрешается использовать летние шины с цепями противоскольжения.
Хорватия:
Во время официального зимнего сезона должны использоваться либо зимние шины, либо оборудованные цепями противоскольжения летние шины. Как зимние, так и летние шины должны иметь остаточную глубину протектора не менее 4 мм.
Словения:
В период с 15 ноября по 15 марта автомобили должны быть оборудованы зимними шинами. Минимальная глубина протектора – 3 мм. Если на дорогах есть снежный покров, туристам разрешается водить автомобили, оборудованные исключительно зимними шинами. Если снега нет, туристы могут руководствоваться правилами своей страны. Однако зимой туристам не рекомендуется ехать в Словению без комплекта зимних шин, особенно если маршрут проходит через северную часть страны.
Турция:
Использование зимних шин не является обязательным, однако согласно турецкому законодательству все транспортные средства должны быть технически подготовленными для зимних погодных условий. Это означает, что в случае плохой погоды автомобилисты должны использовать либо зимние шины, либо цепи противоскольжения. По этой причине во многих частях страны, особенно на севере и востоке, рекомендуется применение зимних шин.