Gislaved Nord Frost 5. Вне очереди
Странно считают эти северяне. Финны: 1, 2, 4, 5; шведы: 1, 2, 3, 5. Шины Gislaved Nord Frost 4 никто в глаза не видел. После NF3 сразу появилась NF5. О ней и докладываем.
Мировой автомобильной прессе новинку демонстрировали на родине, в Швеции. Собственно, шведским в шине осталось лишь название марки (деревни, где когда-то стоял шинный завод).
Nord Frost 5 — зимняя шипованная шина, как и ее предшественницы, предназначенная, прежде всего, для рынков Северной Европы и России. То есть тех стран и регионов, где шипы не оказались вне закона. Выпускают шины Gislaved в Чехии, где шипы запрещены. Что не умаляет достоинств ни новинки, ни предыдущих моделей.
Концерн Continental AG, формально оставаясь немецким, по сути — образец транснациональной компании, качество продукции которой не зависит от места расположения производства. Это не реклама, а очередной отголосок разрыва контракта немцев с Московским шинным заводом: Gislaved могли бы выпускаться в России, что было бы хорошо и для нас — потребителей, и для отечественной шинной отрасли. Но вернемся на землю. В Швецию.
Казалось бы, совсем недавно Nord Frost 3 ходила в победителях всевозможных независимых тестов. Но время не стоит на месте, а конкуренты не дремлют. Свои претензии на северные рынки предъявили и американцы, и японцы, и итальянцы, и французы. Да и сами немцы выпустили очень приличные шипованные новинки под своей «родной» маркой (ContiWinter и ContiViking). О финнах и говорить нечего: у нас в России Nokian и Gislaved — два признанных авторитета.
Требовался новый удар, и Continental его нанес. NF5 превосходит NF3 по всем показателям. Об этом немцы говорят открыто. А на мысль о превосходстве над конкурентами наталкивают исподволь, предлагая испытать все шины в деле. Но об этом чуть позже.
Итак, Nord Frost 5 — шина с симметричным, направленным рисунком протектора. Особенность — шип «Бриллиант». Он уже использовался в зимних шинах концерна и в условиях Северной Европы доказал свое преимущество над круглыми и овальными.
«Бриллиант» лучше сцепляется с обледенелой дорогой, что обеспечивает улучшение тяговых и тормозных параметров автомобиля, его курсовой устойчивости в поворотах. Повышенная износостойкость шипа увеличивает срок службы всей шины. А оптимизированное расположение шипов повышает комфорт за счет снижения шума.
За поверхность дороги цепляются не только шипы, но и протектор. Резиновая смесь Nordic Silica с новым кремний-органическим полимером и активным углеродом улучшает характеристики сцепления на снегу и льду.
Рисунок протектора выразителен и вполне понятен. Центральные ребра за счет взаимозацепления блоков обладают повышенной жесткостью, необходимой как для улучшения управляемости, так и для снижения износа.
Дополнительную жесткость придают протектору и крупные плечевые шашки, и «петли силовой передачи» — ромбовидные блоки между плечом и продольными ребрами. Повышенная жесткость поперечных ребер добавляет устойчивости в поворотах. По центральной и «веерным» боковым канавкам отводится вода и снежная каша, обеспечивая сопротивление аква- и слешпланированию.
Новинкой можно считать «снежные кармашки» двух видов. Их применение можно объяснить «эффектом снежка или снежной бабы». Снег, удерживаемый в кармашке, сцепляется (или слипается) со снегом на дороге. Сцепление шин с дорогой улучшается, что положительно сказывается на управляемости.
Извечная проблема зимних шин — необходимость увеличения количества ламелей при одновременном уменьшении их подвижности. Решается она за счет взаимозацепления элементов протектора.
У Nord Frost 5 это сочетание продольных ламелей переменной глубины и трехмерных каплевидных. Достаточно тонкие и мягкие по одиночке ламели под воздействием нагрузки сцепляются в жесткие блоки, что улучшает управляемость и на сухой дороге, и на снегу.
Число ламелей увеличилось, следовательно, при их изгибе большее число кромок врезается в снег или лед, улучшая сцепление с дорогой. Трехмерные «капли» позволили увеличить ширину канавок (сайпов), что улучшило характеристики на снегу. В то же самое время при росте нагрузки (разгон, торможение, поворот) ламели, еще больше изгибаясь, взаимоблокируются, сцепляясь в жесткие блоки.
Следующей зимой Gislaved Nord Frost 5 будет предлагаться в 13 типоразмерах: от 155/65R13 73T до 245/40R16 97T XL. Сезоном спустя добавятся еще 14 типоразмеров. NF3 будет постепенно вытесняться. На оставшихся в производстве шинах в этом году круглые шипы будут заменены овальными. Новая шина на 83% перекроет потребности северного рынка (Россия, Финляндия, Норвегия, Швеция) по типажу.
Но от слов к делу. Организаторы презентации позволили оценить достоинства новинки в боевых условиях — на трассах, расчищенных на льду большого озера. Похоже, между ведущими производителями шин разгорается нешуточная война: своих конкурентов и их продукцию в последние годы все чаще называют прямо. Не удержался от соблазна и Continental, предложив сравнить NF5 с шинами других марок.
Результаты подобных сравнений всегда интересны читателям, но требуют очень взвешенного подхода. Участие лишь одной из заинтересованных сторон всегда дает повод для обвинений в субъективности. К тому же для чистоты эксперимента надо менять не машины с шинами, а шины на одной и той же машине, что в условиях скоротечной пресс-презентации затруднительно, а то и невозможно. Посему ни на кого не будем показывать пальцем, поделимся собственными впечатлениями.
Первые круги нарезаю на «американцах», признанных лучшими пару лет назад в одном из типоразмеров. Ездой на трамвае по рельсам движение моего Volvo не назовешь: временами требуется и сноровка, и быстрая реакция, но и уровень адреналина остается в норме. А кто это там в сугробе? «Корейцы».
Меняю машину. Теперь мне помогают «французы». Достойно, но немного рискованно. Хотя судить о шинах сложно. Очень мешает автомобильная электроника. Трекшн-контроль, АBS, ESP живут своей жизнью и невпопад вмешиваются в управление. Временами хочется выйти из машины: поезжай, мол, сама.
Конечно же, сказываются мой недостаток опыта общения со «слишком умными» машинами и чрезмерная, по обычным меркам, скорость движения. Но в тот день с учетом всех оговорок и при условии, что неизменными оставались только размер шин и температура льда, «французы» проиграли «американцам».
А вот «финны» показали себя бойцами. Похоже, что предпоследняя модель специально создана для агрессивной езды по льду. Агрессивной, но не безрассудной. Серьезных ошибок она не прощает. Ставлю «финнов» на один уровень с «американцами».
Nord Frost 5 пробую на двух Volvo подряд. Разница в трансмиссии. На автомате есть возможность больше сосредоточиться на рулении, но езда особого удовольствия не доставляет: переключения в повороте, а то и полное «затухание» мотора, «мозги» которого не понимают, как ехать. Не езда, а дерганье.
А вот механика порадовала возможностью резко прибавить на пониженной передаче, оттянув машину от сурово надвигающихся сугробов, и притормозить сбросом газа. Это единение человека и железа доставляет удовольствие. «А как резина?», — спросит пытливый читатель. А о ней просто не думаешь — в моем понимании, это лучшая похвала. Кстати, кто это там в сугробе? Ответ вы знаете.
Пытаясь освежить первые впечатления, сразу после NF5 вновь седлаю «Америку». За пару часов вроде бы вкатался, очень хочется «объехать» коллегу-раллиста. Резкий разгон, выход на трассу. Кто это там висит на обочине в сугробе? Вообще-то, я.
Увы, такого рода испытания доставляют удовольствие, но дают очень приблизительный результат. Nord Frost 5 оказалась у меня и на первом, и на третьем местах. Вывод лукав: новая шина Gislaved, как минимум, не хуже конкурентов и, вполне вероятно, может оказаться лучшей шипованной шиной сезона.