Шина Nokian Hakkapeliitta R. Не шипами едиными
У большинства из нас понятие «зимние шины» ассоциируется с шипами. Между тем, все ведущие производители выпускают и нешипуемые (фрикционные) покрышки, которые мы по привычке считаем пригодными лишь для мягких западноевропейских зим.
Тот факт, что их уже много лет выпускают знающие настоящую зиму финны, заставил повнимательнее присмотреться к такой зимней «обувке». Nokian Hakkapeliitta R (и модификация R SUV для внедорожников) — последнее достижение финского производителя. Поскольку в качестве носителя для тест-драйва избран ГАЗ-2752, т. е. обычный «Соболь», более мощные R SUV не потребовались.
Индекс нагрузки шин HKPLT (такой вариант сокращения принят сами финнами) R в размере 215/65R16 — 102, что соответствует спецификации ГАЗа. Грузоподъемность соответствует, а по скорости (SI = 180 км/ч) запас составляет 30 км/ч.
В ходе пресс-презентации на заводском полигоне в Иволе новые шины уже подвергались инструментальным тестам по стандартизированным методикам. Теперь предстояло дать экспертную оценку по результатам эксплуатации в реальных условиях.
Начало пути
Первое приятное наблюдение поджидало уже в шиномонтажной мастерской: количество потребовавшихся для балансировки грузиков было существенно меньше, чем на штатных колесах. Факт примечательный, говорящий о точности изготовления.
А первый выезд по сухой осенней дороге вызвал удивление: зимние шины шумели меньше, чем летние, установленные на заводе. А зима никак не наступала. На сухом асфальте HKPLT R вели себя не хуже летних, на мокром, по ощущениям, выигрывали. Шипованные зимние шины в таких условиях обычно работают хуже летних. К тому же изрядно «цокают» и портят дорогу.
Первый неглубокий снег не вызвал затруднений. Впрочем, с таким «заданием» справились бы любые шины. Снег укатали, настал «день жестянщика». В эту пору все неожиданно вспоминают правила движения и начинают ездить очень осторожно и медленно.
«Соболь», даже пустой, с явно недогруженной задней осью мог ехать значительно быстрее. И поехал, вырвавшись на загородный простор. Цепкость зимних шин обманчива: они удивительно хорошо «стоят» на гололеде, но до определенного предела. «Летний» (по привычке) рывок руля при объезде ямки вызвал моментальный занос.
При снижении скорости заднеприводная машина поймалась, колеса зацепились за лед. Обошлось без последствий. «Звоночек» прозвучал вовремя, самоуверенности поубавилось. Сказанное не означает, что HKPLT R плохо держит гололед. Просто законы физики неумолимы: у любой шины, шипованной или фрикционной, есть свой предел.
И даже на самых-самых суперколесах есть предел скорости, за которым потеря управляемости становится неизбежной. Для комбинации «Соболь» + HKPLT R этот предел лежит за ограничениями, определенными ПДД. По крайней мере, при соблюдении предписанного правилами скоростного режима и разумной осторожности первый занос оказался в прошлую зиму и последним.
Темп езды при этом практически никогда не был ниже скорости потока. Исключительно осторожных приходилось обгонять регулярно. Теоретическая подготовка помогает понять, как работают шипами кромки ламелей, тем не менее в голове не укладывается, как шина без шипов может так устойчиво стоять на льду.
Зимы в последние годы не были слишком холодными, поэтому в ходе теста не удалось оценить, как изменяется цепкость фрикционных шин по мере снижения температуры окружающего воздуха. Исследования, проведенные московско-тольяттинскими коллегами, показали, что при похолодании ниже -15°С «шиповка» начинает проигрывать «фрикционам».
Очевидно, лед становится слишком твердым для шипов, и они меньше в него вдавливаются. Но шероховатость льда не уменьшается, ламели по-прежнему находят себе точку опоры. В ходе тех же исследований выяснилось, что самое худшее сцепление со льдом фрикционные шины демонстрируют при температуре около 0°С. Повод убедиться в этом представился.
Осторожно!
В оттепель, при температуре чуть выше нуля потребовалось задним ходом проехать чуть-чуть на подъем. Ситуация, почти безобидная для шипованных шин, для нешипуемых оказалась проблемой.
Конечно, сложились неблагоприятные факторы: вода на льду, уклон, задний привод и незагруженная задняя ось. Но факт остается фактом: мокрый лед — не лучшее покрытие для фрикционок. С большим трудом, в натяг из трудной ситуации удалось вырулить даже без поисков песка. В общем и целом в городе и на шоссе других проблем с шинами за всю зиму не возникало.
Зато на проселке вопросы возникли. Лучшим покрытием для HKPLT R оказался неглубокий снег. Даже лежащий на льду. Если резко не жать на педали, ехать можно вполне уверенно.
Куда хуже, когда укатанный снег подтаял и снова замерз. Без проблем едет только хорошо загруженная машина. У HKPLT R нет продольных ребер, удерживающих машину на прямой. Бугор на дороге или резкое нажатие педали акселератора могут спровоцировать занос задней оси. Когда едешь по колее, проблем нет. Не происходит ничего страшного, если колеса уходят вбок на лежащий на земле снег. А вот покрытие, которое образовалось ближе к весне, оказалось настоящей ловушкой.
Снег с дороги не убирали всю зиму. Проезжающие машины накатали плотную, но скользкую из-за случавшихся оттепелей колею, по сторонам от которой рыхлый снег покрылся достаточно прочным настом. Ледяная корка стала столь прочной, что выдерживала вес даже грузного двухметрового человека. Но не колесо машины!
Одно резкое нажатие на педаль газа, и отправляешься доставать лопату и лебедку. Шиповка в такой ситуации вряд ли помогла бы выбраться обратно в колею, но скорее всего дала бы возможность в ней остаться.
Другой напастью оказался глубокий снег. Неглубокий, как уже отмечалось, HKPLT R преодолевает «на раз». Чем вводит в заблуждение. Поленившись помахать лопатой, уверенно стартуешь и едешь по снежной целине, пока не садишься на собственноручно (точнее, «собственнобамперно) уплотненный снег мостами. (С шипами все, в принципе, выглядело бы так же.) Опять лопата, опять лебедка. Но часть работы приходится выполнять лежа в снегу. По выходным по заветному проселку приходилось ездить всю зиму. Лебедка из багажника извлекалась раз шесть. Такой вот экстрим.
Подводя итоги
Условный счет состязания 5:2. Пять дней в городе и на трассе — одно удовольствие и уверенность. Два на нечищеной сельской дороге — тревога, иногда переходящая в мучение. Не выезжай мы из города, на табло было бы 7:0.
HKPLT R за очень малыми исключениями не уступает шипованным шинам, а порой и превосходит их. На асфальте она, по ощущениям, близка к дождевым летним шинам. «Эрка» удивляет акустическим комфортом, сцеплением при торможении на льду. В то же время, запоздав со сменой колес весной, мы отметили, что при +15°С сцепление с асфальтом, особенно при торможении, существенно ухудшается.
С другой стороны, проходимостью и приспособленностью к российским загородным условиям за пределами шоссе шина не блещет. Возможно, HKPLT R SUV, предназначенная для внедорожников, здесь была бы лучше, но это тема отдельного разговора. Вполне вероятно, что при полном приводе и с этими шинами езда по проселкам доставила бы больше удовольствия.
Вывод
Нового слова в теории автомобильных шин мы не скажем. Давно известно, что в городе лучше ездить без шипов, на селе — с шипами. Наш опыт — ярчайшее тому подтверждение.
Hakkapeliitta R — идеальная зимняя шина для города, единственным существенным недостатком которой можно считать достаточно высокую цену. Хотя все мы уже начали осознавать, что безопасность и комфорт стоят денег.
В деревне же, особенно в глубинке, о HKPLT R, как, впрочем, и о других нешипуемых шинах, лучше забыть. По крайней мере, до лучших времен.
Годятся ли финские шины для пути из города в деревню, зависит от того, насколько далеко вам предстоит ехать, свернув с шоссе.