Nokian Tyres рекомендует
В преддверие нового осенне-зимнего сезона ведущий менеджер и эксперт по техническим вопросам компании Nokian Tyres Матти Мори озвучил ряд особо актуальных рекомендаций по подбору, хранению и использованию шин.
Срок использования шин
На сегодня в Европе не действует закон, регламентирующий сроки использования шин. Настоятельная рекомендация производителей – не использовать шины, произведенные более чем десять лет назад. Резиновая смесь с годами становится все жестче, что, в свою очередь, негативно сказывается на ее самой главной функции – сцеплении с дорогой.
При правильном хранении, в соответствии с рекомендациями производителей, шины в прошествии двух-трех лет по-прежнему можно использовать: затвердевает лишь тонкая прослойка поверхности и спустя небольшой период использования шина восстанавливает свои свойства, а уровень твердости поверхности возвращается в нужное состояние.
Однако если шины уже пролежали пять или шесть лет, необходим больший промежуток времени для восстановления изначальной мягкости резиновой смеси.
Если же говорить о не использованной продукции, произведенной шесть-семь лет назад, было отмечено, что, благодаря произошедшему за этот период затвердеванию резины, эти шины обладают большим пробегом, их протектор практически не стирается. Но при этом серьезно страдают сцепные качества шины, и существенно ухудшается управляемость автомобилем.
Условия хранения шин
Nokian Tyres рекомендует хранить шины при прохладной температуре ниже +25С. Оптимальная температура хранения – это от +10С до +15С. Даже резкое переохлаждение (перепад до -10С) не навредит им так, как хранение при температуре выше + 25С.
Уровень влажности в помещении, где находятся шины на хранении, должен быть на таком уровне, чтобы на их поверхности не образовывалась влага.
Важно, чтобы при хранении на шины не попадал прямой солнечный свет, поскольку он имеет свойства вызывать образование слоя озона, провоцирующего образования трещинок на поверхностях шины.
Нельзя хранить шины непосредственно на улице, без навеса, поскольку возникает риск попадания в колесо осадков: со временем вода может просачиваться сквозь герметический слой и проникать в конструкцию каркаса. В последствии это может привести к расслоению каркаса шины непосредственно в момент эксплуатации.
Если речь идет о хранении 1-2 комплектов, их можно хранить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Погрузка шин
По результатам испытаний, проведенных в логистическом центре Nokian Tyres в Финляндии, была разработана следующая рекомендация: шины нельзя бросать с высоты более чем 1,5 метра во избежание деформации бортового кольца.
К сожалению, не все понимают существующие риски дальнейшего использования шины с изломами в местах бортового кольца: такую шину по-прежнему можно смонтировать на диск, накачать и использовать. Но необходимо понимать, что во время эксплуатации, буквально в любой момент, может произойти разрыв деформирванного кольца шины, а автомобиль – потерять управление.
Эксплуатация шин
Для того, чтобы проверить, пригодны ли зимние шины, использованные в прошлом сезоне, для эксплуатации в этом году, прежде всего, необходимо проверить остаточную глубину протектора. Как правило, водители склонны переоценивать состояние своих зимних покрышек.
Во избежание неточной оценки шин «на глаз», компания Nokian Tyres разработала специальный индикатор степени износа DSI (Driving Safety Indicator), показывающий остаточную глубину протектора в миллиметрах. Для зимних шин она должна быть не менее 5 мм. Если снежинки-индикаторы в основании шашек центральной части сотрутся, шина не является больше безопасной для эксплуатации зимой. Также нужно проверить, нет ли на протекторе и на боковинах шин трещин.
Владельцам шипованных шин необходимо проверить, не сильно ли отличается количество шипов на каждой единице комплекта. Если в ходе эксплуатации значительное число шипов на разных шинах утрачено, то сцепные свойства шин могут ухудшиться до опасной степени. Число шипов на разных шинах автомобиля не должно отличаться более чем на 25 %.
Если Вы приобрели новые шипованные шины, рекомендуется первые 500 км ездить в спокойном режиме, воздерживаясь от сильных ускорений, внезапных торможений и слишком резких поворотов. Правильно проведенная обкатка влияет на срок службы шипов и их «посадку».
Переставляйте шины с передних колес автомобиля на задние и на оборот каждые 8000 км пробега, поскольку шины на разных осях изнашиваются по-разному. Меняя колеса местами, не забудьте проверить давление в шинах.
Проверьте, правильно ли установлены шины на колесные диски по направлению вращения, показанному на боковинах шин. Если шины установлены так, что вращаются в направлении, противоположном расчетному, то их характеристики не будут оптимальными во всех режимах и условиях эксплуатации.
Водите автомобиль спокойно. Резкие торможения и заносы в поворотах сокращают срок эксплуатации шин, что особенно характерно для шипованных шин.
При замене шин обратите внимание на неравномерность износа старых шин. Правильно установленные и нормально эксплуатируемые шины должны изнашиваться равномерно. Если заметен неравномерный износ протектора, необходимо проверить углы установки управляемых колес, а также смонтировать и отбалансировать колеса на станции технического обслуживания.
Регулярно мойте шины и диски. Для мытья шин рекомендуется использовать мягкое моющее средство, например, автомобильный шампунь. После мойки шины необходимо тщательно промыть водой, чтобы остатки моющего средства не скапливались в отверстиях для шипов или в дренажных канавках протектора. Не направляйте струю воды на поверхность шины с близкого расстояния, поскольку струя под высоким давлением может повредить структуру корда.
Срок эксплуатации шин можно продлить, проверяя давление каждую третью неделю эксплуатации автомобиля. Неравное давление в шинах влияет на управляемость автомобиля и приводит к неравномерному износу протектора.
Давление в шинах
Со стороны водителей часто можно услышать нарекания на то, что у одних моделей шин от какого-то производителя стойкость к образованию боковых вздутий выше, у других – ниже. Пытаясь определить причину таких нареканий, мы провели массу исследований в нашем исследовательском центре и пришли к выводу, что толщина боковины шины, в принципе, у всех моделей всех производителей примерно одинаковая.
В результате проведенных тестов, Nokian Tyres пришла к выводу, что все дело не в производителях либо же в моделях шин, а в том, как их накачивают в процессе эксплуатации. Если шина "недокачана", то при попадании колеса в ямку боковина сжимается, а для образования вздутия достаточно прерывания одного волокна корда.
В случае если шина накачана нормально, или же уровень давления немного больше, устойчивость к образованию вздутий существенно увеличивается. Особенно это важно в зимний период, потому что давление в шине зависит от наружной температуры. Температура снижается – давление падает. Поэтому зимой намного лучше шину немножко перекачать, чем «недокачать».
Для выработки рекомендаций относительно оптимального уровня давления в наших зимних шинах компания Nokian Tyres постоянно проводит тестирования с участием всех новых моделей автомобилей. И, как выяснилось, большинство производителей автомобилей дают рекомендации только по уровню давления для летних шин и ничего не сообщают о необходимом уровне давления в шинах в зимний период, которое, по мнению компании, должно быть несколько выше.
Часто можно встретить следующие рекомендации со стороны производителя автомобилей: давление в шинах на передней оси должно быть выше, чем в шинах на задней оси. Данный совет объясняется большим комфортом при вождении. Однако это плохо сказывается на управляемости автомобиля, поэтому наша рекомендация следующая – давление должно быть либо одинаковым, либо же наоборот, выше у шин, находящихся на задней оси.
Каждый автолюбитель может самостоятельно убедиться в действенности данной рекомендации: достаточно просто поставить на автомобиль зимний шинный комплект и для начала накачать переднюю ось до 2,4, а на переднюю 2 и после этого попробовать провести перестановку. Автомобиль будет более подвержен заносу во время движения, чем, если бы давление во всех четырех шинах было бы одинаковым или же несколько выше в задних. Также важная рекомендация – никогда не корректируйте давление сразу после поездки, поскольку в движении шины разогреваются.